В газете Вашингтон Пост нашла интересную статью, которая меня глубоко затронула. Мы всегда искренне откликаемся на что-то, что уже есть в нас самих внутри, что нас самих волнует, что резонирует с нашими мыслями и переживаниями. Хочу поделиться этим и с вами, мои дорогие посетители и друзья. Поделиться очевидной вещью, которая ясна и понятна каждому человеку, но о которой большинство из нас забывает в суете жизни.
Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина, одетый в простую майку, джинсы и бейсболку и стал играть на скрипке. Был утренний час пик и за это время мимо него прошло более тысячи человек: все спешили по своим делам, большинство из которых были по дороге на работу. Звучала вторая часть "Чаконне" Баха... На протяжении 43 минут он сыграл 6 шедевров классической музыки. Прошло три минуты, прежде чем что-то произошло: мужчина средних лет замедлил свой шаг, повернул голову чтобы посмотреть на музыканта, остановился на несколько мгновений и… продолжил спешку далее.
Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без остановки, побежала дальше.
Еще несколько минут спустя какой-то мужчина облокотился к стене и стал слушать, но тут же взглянул на свои часы и продолжил путь.
Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама испытывала нехватку времени и в спешке вела его за собой. Услышав музыку, мальчик остановился завороженный и смотрел на скрипача, но мама потянула его за руку и мальчик продолжил движение, вытягивая шею назад, не желая выпускать из виду человека со скрипкой. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.
За 43 минуты игры из 1097 человек только 6 ненадолго остановились и послушали. Ещё 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.
Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — лучший скрипач Америки, один из выдающихся и прекрасных музыкантов в мире. Исполнял он одни из самых сложных и изящных шедевров, из когда-либо написанных, на одном из самых ценных инструментов, когда либо созданных - на скрипке Страдивари 1713 года, стоимостью $3,5 миллиона.
За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне в Symphony Hall, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг. Две недели спустя, в Центре Музыки в Страфморе, он играл для аудитории, страстно почитающей его мастерство и люди старались подавить свой кашель, чтобы не нарушить тишину между движениями скрипача, они сглатывали ком в горле от переполняющих их чувств..
Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Суть эксперимента - узнать и обратить внимание людей: в будничной среде в неподходящий момент: Ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли, чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной и несоответствующей обстановке?
У каждого их этих прохожих был выбор: Остановиться и послушать? Спешить мимо со смесью вины и раздражения от непрошенного требования отнять кусочек от его (прохожего) времени и кошелька (ведь он же знает о своей алчности). Он бросает доллар только чтобы показаться вежливым? А что если этот музыкан окажется действительно плох - его решение дать доллар изменится? Есть ли у него время для красоты? Он вообще что-то должен? И какова моральная математика момента?
Дон Пикерэлло, человек маленького роста с лысой головой был единственным из 40 опрошенных, который немедленно упомянул скрипача, когда его спросили "Что необычного произошло сегодня с Вами?" И это не потому что у людей не было способности понять красоту, но потому что это просто было несоответствующим им. Речь идет о наличии неправильных приоритетов.
Так что же на самом деле произошло этим январским утром? Подумайте сами.
Если мы не можем найти время на то что бы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающий, накрывает и пересиливает нас, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем в своей жизни?
Это старые эпистемологические дебаты. Платон выдвинул идею Красоты и философы в течение последующих двух тысячелетий рассуждают о том: Какова Красота? Действительно ли это - измеримый факт (Готфрид Лейбниц), или просто мнение (Дэвид Хум), или это действительно зависит от того, как окрашено непосредственное настроение наблюдателя (Иммануил Кант)?
Кант относился к красоте серьёзно. В его "Критическом анализе Эстетического Суждения" он утверждал, что способность ценить красоту связана со способностью делать моральные суждения. Т.е Красота напрямую связана с Моралью. Пол Гуйер (Paul Guye) профессор университета Пенсильвании, один из самых видных ученых Америки и специалист по кантовскому учению говорил: немецкмй философ 18-ого столетия чувствовал, что, чтобы должным образом оценить красоту, условия восприятия должны быть оптимальными.
Есть над чем задуматься, друзья...
"Что это за жизнь, если полные забот, У нас нет времени остановиться и посмотреть" Это строки из книги "Досуг" ("Leisure") У.Дэвиса (W.H. Davies)
Вот как это было
В лихорадочной скорости повседневной жизни мы проваливаем попытки видеть красоту того, что явно перед нашими глазами. Теряя способность ценить красоту, мы теряем способность ценить жизнь... Подумайте над этим, друзья.
Кому было интересно , буду рада комментарию.
1 комментарий:
Прекрасная статья, хоть я и видела прежде это видео, до сих пор испытываю какие-то будоражащие чувства от увиденного... Меня очень волнует вопрос способности людей ценить красоту, которая, на мой взгляд, угасает подобно огарку свечи... Как возродить в современной безумной жизни это качество - Бог его знает...
Отправить комментарий